воскресенье, 4 мая 2008 г.

урок обществознания, 6 класс

Тема:
Наше государство – Российская Федерация.
Государственная символика.


Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «конституция», «федерация», «субъекты», дать представление о государственных символах страны, рассказать об истории их создания.


Ход урока:
1. Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ставится цель урока.


Оборудование:
1. Карта Российской Федерации.
2. Государственные символы: флаг, герб.
3. Магнитофон. Запись государственного гимна РФ.
4. На каждой парте текст гимна.

Доска: Записано число, тема урока.


Понятия: конституция, федерация, субъект, флаг, герб, гимн.


Даты: 12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, 8 декабря 2000 г. – утверждение государственного флага РФ, 22 августа 1994 г. – утверждение Дня государственного флага РФ.









Учитель: На нашей планете более 200 государств. Каждый народ испытывает чувство гордости за свою страну, свою землю и ее историю. Но каждый народ живет по своим законам, своим правилам, поэтому большинство стран имеют свою Конституцию. Что это такое? Конституция (от латинского слова constitutuo) – устройство, постановление, основной закон.

Записывается слово в тетрадь-Конституция.

Учитель: Именно Конституция (основной закон государства) защищает неприкосновенность личности, гарантирует человеку права и свободы, закрепляет основы государственного строя и государственное устройство страны.
Информационная компетентность, обработка информации, 1 уровень.
Стимул. Учитель: У вас на партах лежит документ, посмотрите как он называется? Внимательно изучите источник и попытайтесь ответить на вопрос: Если вам отказали в медицинской помощи, ваши действия? Задачная формулировка. Внимательно изучите статьи документа и найдите права человека-гражданина. Источник информации-Конституция Р.Ф. Инструмент проверки. Модельный ответ. 1.Обращение к документу(КонституцияР.Ф.) 2.Нахождение статьи № 10,п.2. 3. Обращение в суд.
Ученики: Конституция Российской Федерации.

Учитель: Таким образом, как называется наше государство?

Ответ: Российская Федерация.

Учитель: Определите когда была принята Конституция нашей страны – РФ?

Ответ: 12 декабря 1993 г. (записывается дата в тетрадь).

Учитель: Откроем главу первую. Ее название «Основы конституционного строя». Прочитаем статью 1.

Ученик: Читает 1-ую статью.

Учитель: Прочитав статью, вы обратите внимание, что наша страна имеет 2 названия. Какие?

Ответ: Российская Федерация и Россия. Какие это названия? п. 2 – равнозначны.

Учитель: Обращаю ваше внимание на п. 1 ст. 1, где сказано, что РФ – Россия – федеративное государство. Что обозначает слово «федерация»?
Работа с доской, запись в тетради.
Федерация – союз, объединение. Россия объединяет в своем составе субъекты (территории, имеющие определенные юридические права)
Запись в тетради

Учитель: Обратимся к статье 5 главы I. Зачитайте какие субъекты составляют Российскую Федерацию (стр. 5).
Ответ: равноправные субъекты

Учитель: Наше государство многосубъектное. Давайте откроем стр. 65. В этой статье перечислены примеры и республик, и краев, и областей. Приведите примеры.

Ответ: ученики зачитывают отдельные примеры.

Учитель: В каком субъекте РФ мы с вами живем?

Ответ: В Хабаровском крае.

Учитель: Есть ли этот субъект в статье 65? А теперь обратимся к карте Российской Федерации. Рассматриваем карту, называем субъекты, в том числе Хабаровский край. Субъекты разные по населению, но равноправные.

Учитель: С 12 июня 1990 г. ведет свою новейшую историю РФ. В этот день I съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России. В ноябре этого же года правительство постановило начать работу над новой государственной символикой страны. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы бывают разные, но есть такие, которые представляют и страну, и ее историю, и народы ее населяющие. В нашей стране это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией (ст. 70). Согласно этой статье появились Федеральные конституционные законы «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ». Эти законы были приняты Государственной Думой в декабре 2000 г. Познакомимся с этими символами, узнаем, что они обозначают.

Государственный флаг Российской Федерации (учитель показывает его)
Статья 1 Федерального закона гласит: «Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ». Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Откуда пришел к нам этот флаг? Какова история его создания? Об этом нам расскажут ребята из команды Жени Лопаткиной.
Коммуникативная компетентность, публичное выступление, 1 уровень.
Лопаткина Женя: История российского флага насчитывает более трех столетий. Появление трехцветного полотнища связано со строительством в России мощного военного флота. Яркие, но простые по рисунку флаги кораблей должны быть видны издалека. По ним в море и в портах определяли государственную принадлежность военных кораблей и торговых судов.


Солодовникова Наташа: По указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в подмосковном селе Дединове построили первый русский воинский корабль с гордым названием «Орел». Строителями были голландцы. В документах тех лет указано, что на флаги к корабельному строению были выданы ткани красного, белого и синего цветов. Но не корабль «Орел», ни его флаги не сохранились, поэтому не известно, как располагались цвета на полотнищах флагов.

Есипова Полина: Но вот царь Петр I в 1693 году отправился в Архангельск, чтобы посетить Соловецкий монастырь. Впервые в жизни Петр увидел настоящие корабли разных стран. Он пробыл в Архангельске все лето, совершил плавание по морю. А уезжая, пожаловал архангельскому архиепископу струг (деревянное речное судно). К тому стругу был сшит флаг из горизонтально расположенных полос белой, синей и красной материи, и уже с 1700 года бело-сине-красные флаги были подняты на всех русских кораблях.

Серегин Андрей: Значительно позже, в 19 веке, при царе Александре II была попытка изменить цвета государственного флага. Закон установил, что расположение цветов должно быть таково: верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя серебряная (белая). Та в России наравне с бело-сине-красным флагом использовали черно-желто-белый флаг. Однако в 1883 году уже новый царь Александр III настоял на том, чтобы русский флаг состоял из 3-х полос: белого – верхний, синего – средний, красного – нижний цветов.
Белый означает мир, чистоту, совершенство.
Синий – веру и верность, постоянство.
Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Именно этот флаг становится Государственным флагом России.

Лопаткина Женя: В 1994 году был издан Указ, подписанный Президентом Российской Федерации. В нем 22 августа объявляется национальным праздником – Днем Государственного флага Российской Федерации.

Учитель: Государственный Флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств. Ежедневно он взвивается на месте постоянного пребывания российских воинских частей. В дни всенародного траура флаг приспускается и к его верхней части древка прикрепляется черная лента, свидетельствующая о скорби государства и всего народа.
Флаг – наша святыня, и мы должны к нему относиться с уважением и почитанием.

Учитель: Зарисуем флаг у себя в тетрадях (соблюдая пропорции (2:3).


Записываем в тетради: 08.12.2000 г. –
22.08.1994г.

Вексиллология – наука о флагах

Рекомендация книги «Флаги» (Детская энциклопедия)
Каждое суверенное государство имеем национальный флаг. Часто административные единицы одного государства или зависимые от него территории имеют свои флаги. Например, у каждого штата США свой флаг. В РФ абсолютное большинство субъектов имеет свой флаг. Так, наш Хабаровский край имеет бело-зеленый флаг. Многие страны имеют несколько флагов – сухопутный, морской, правительственный. Некоторые страны умышленно делают схожим свой флаг с флагом другого государства – общность стран.

Учитель: Не менее важен, чем флаг, и государственный герб РФ. Вы получили домашнее задание: принести изображение российского герба, предварительно дома внимательно его рассмотрев, а также подготовить ответы на ряд поставленных вопросов.

Домашнее задание предыдущего урока:
1. Найти в справочнике что обозначает слово «герб» (Ответ: Слово «герб» пришло в русский язык в 16-17 в.в. В его основе лежит немецкое эрбе, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важнейших черт герба – стабильность, постоянство).
2. Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце _11_ века, т.е. __900__ лет назад. Сначала это были печати – отличительные знаки русских князей, которые впоследствии принесли значение герба. На них изображались лики святых, покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих властную силу, а также вооруженных всадников.
3. Определить дату появления российского герба 1497 год. Кто был его основателем? Иван III, великий русский князь.
4. Что и кто изображен на российском гербе?
5. Что обозначает двуглавый орел?
6. Кто такой Георгий Победоносец?
7. Где мы встречаем изображение герба?
Один ученик составляет полный рассказ по вопросам

Учитель: Подводим итоги. Смотрим еще раз внимательно на Государственный герб РФ.
Государственный герб России – это четырехугольный красный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья его подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника серебряное копье, которым он поражает дракона.

Учитель: Где встречается у нас Государственный герб РФ? (паспорта, пограничные столбы, борта военных кораблей, на знаменах, на знамени Президента - штандарте).
Прекрасное описание герба дано в книге Головановой «Флаг, герб, гимн» (стр. 10-11).

Учитель: И третий важнейший государственный символ – Государственный гимн. Слово «гимн» греческого происхождения, обозначает «Торжественную, хвалебную песнь». Текст гимна принадлежит известному поэту, писателю Сергею Михалкову, а музыка композитору Александрову. У вас на столе лежит текст Государственного гимна. Прочитаем его.
(учитель читает наизусть, выразительно)

Вопрос: Какие чувства вызывает у вас текст? Какие слова вам особенно дороги, особенно запомнились?

Учитель: Государственный Гимн звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность президента РФ, во время встреч и проводов главы государства, на торжественных линейках, вечерах. При исполнении Государственного Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов. Слушают Гимн торжественно, без улыбок, без замечаний, разговоров.
Учитель включает магнитофон, проигрывает, класс слушает Гимн стоя

Итог: рефлексия. С какой темой познакомились? Что узнали? Что запомнили?

Презентация: Полина Есипова (ноутбук). ЦОР -А.Н. Боголюбов, 6 класс. Обществознание.

Домашняя работа:
- Гимн учить наизусть, записи в тетради.
- Сочинение «Я люблю тебя, Россия».

Заключение:
Учитель рекомендует дополнительную литературу по теме урока.
1. М.П.Голованова «Герб, флаг, гимн России» Москва, «РОСМЭН», 2003.
2. А.П.Кузнецов. Школьнику «О символах Отечества», Москва «Просвещение», 2005 г.
3. Е.В.Пчелов «Государственные символы России: герб, флаг, гимн». Москва, «Русское слово», 2006
4. Н.А.Соболева «Российская государственная символика. История и современность». Москва, «Владос», 2003.
5. В.В.Васькин «Двуглавый орел в истории государства Российского». Издательство Саратовского университета, 2001 г.
6. Детская энциклопедия «Флаги». Москва, АСТ, 2001 г.
7. Алексеев, Зуев «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4 классов) Москва, 2002 г.

Комментариев нет: